Одна из проблем школы
Я не стою на тропе войны со школьным очным образованием, не люблю писать много разоблачений, но тем не менее давно думала написать пост об одной (и очень серьезной) проблеме школьного очного обучения детей, связанной скорее с социализацией и воспитанием, чем с академическим образованием. И если академические проблемы современной школы у всех на виду, то то, о чем я хочу сказать, как раз наоборот. В такой тени, что многие об этом просто не думают.
Нередко приходится слышать такие слова: "Да нормально все со школой! Есть проблемы, но все равно учителя стараются, учителей хороших много, дети приходят обычные, часто из хороших семей. Никто специально детей не портит. Все мы выучились, и ничего, выросли нормальными людьми". Так-то оно так. Учителя действительно не встают по утрам с мыслью испортить детям день или жизнь. Или вложить в их головы что-то плохое. В школе есть традиции и устои. Патриотизм, изучение классиков, воспитательная работа, призывы к доброму, светлому. А тем не менее немало детей просто идут во тьму, причем тьму самую разнообразную: геймерство, снюс, наркотики, правонарушения, самоубийства, буллинг. Учителя научили? Отнюдь. "Все из семьи"? Нет, НЕ ВСЕ ИЗ СЕМЬИ! Дети научились тому, чему в семье и в голову никому не приходило учить. Так откуда?
Проблема в том, что у детей есть тайная жизнь, о которой не подозревают ни родители, ни учителя. Именно поэтому родители уверены, что в школе все хорошо. Пока иногда не бывает уже поздно или не вскрывается истинная картина вещей.
Я когда-то рассказывала уже, как вела урок у своей ученицы у нее дома. И пару раз за урок звонил домофон, она бегала, с кем-то разговаривала и возвращалась. Я спросила, кто это. Слово за слово девочка рассказала, что это ее одноклассницы-сатанистки. Зовут ее на пикник на пустырь (у нас тогда были рядом огромные колхозные поля, на них сейчас выстроили целый город. А тогда, зайдя на такое поле, можно было не увидеть ни души кругом на большом расстоянии). Она не очень хочет с ними идти, но не пока не решила. Я ужаснулась. Стала расспрашивать, уверена ли она, что они сатанистки (речь о 5 классе!!!), она была уверена. И сказала, что сатанисты есть среди детей и в других классах, например, в 6. До конца урока девочки продолжали звонить в домофон. Я спросила свою ученицу, рассказывала ли она своей маме об этих одноклассницах и их приглашении. По изумленным глазам увидела, что девочке и в голову не приходило рассказывать об этом матери. Это же не оценки в дневнике. После урока я вышла на улицу, позвонила маме и рассказала все. По разговору было видно, что мама ничего от дочери не слышала ранее.
Моя дочь ходила на дом давать уроки другой девочке, 2 класс. Совершенно случайно, разговорившись с ней, узнала, что та с одноклассницами вызывает "дух египетской кошки". Что означает такое увлечение? Нередко это страхи, кошмары по ночам и прочее нездоровье. Мама была в курсе? Нет. Что-то там дочка в ютубе смотрит, а что - не вникала. А дочка ролик за роликом оккультный смотрит. Это не детское невинное. За души наших детей идет борьба. И их возрастные особенности при этом учитываются.
В любом детском коллективе типа школьного класса есть свой чат. И если у ребенка есть смартфон с выходом в интернет, то он в этом чате. Много ли родителей отслеживают переписку в этих чатах? Да, это те самые, где +43 новых сообщения за 20 минут. И это не невинная детская милая болтовня чаще всего. Это нередко отборный мат и соответствующие картинки.
Достаточно небольшие дети из средней (не старшей школы) употребляют снюс и "парят" вейпами. Обнаружить это взрослым сложно, дети умеют прятаться и прятать.
Эти самые дети дома прекрасно умеют себя вести. Они говорят на правильные темы с родителями и очень тщательно оберегают свои секреты. Именно поэтому стали случаться шоковые ситуации, когда ребенок погиб, и никто не знает, почему. На прошлой неделе в нашем квартале в нашей группе была новость: с 16 этажа лестничной площадки спрыгнул подросток. У него тут бабушка живет, он ее нередко навещал. Но в этот раз он приехал, чтобы умереть. Не оставил записки, ничего. И родственники написали пост на стене с просьбой, если кто-то что-то знает, сообщить им. По их словам было видно, что трагедия стала полнейшей неожиданностью, ничего не предвещало, вообще. Что это означает? У ребенка была очень хорошо скрытая тайная жизнь. Никто из взрослых о ней не знал.
По какой-то причине дети часто молчат. Молчат о приставаниях педофилов, о буллинге, угрозах, о приглашении сатанистов, о предложении сделать правонарушение.
Далее, ТикТок. Совсем недавно это была вполне невинная детская соцсеть, где дети плясали на видео под веселые песенки. А что теперь там творится? Кто туда пришел по душу наших детей? И кто из родителей пристально отслеживает, что именно делают их дети в ТикТоке? Пока мама готовит ужин, а папа смотрит новости, у них обоих ёкает ли сердце, что их сын делает в своем смартфоне прямо сейчас?
Конечно, я не хочу ничего обобщать. Есть много благополучия и при школьном обучении, есть и неблагополучие на СО. Я слышала о случае, когда мальчик-семейник из полной хорошей семьи повесился, причем, когда все были дома. Все бывает. И СО не панацея, и школа не приговор.
Но просто это тот момент, который нельзя сбрасывать со счетов. Нельзя сказать так легко: "У нас отличная школа, все хорошо, отношения отличные с ребенком!" Часто бывает, что родители просто не все знают.
Когда мой брат много лет назад, еще в советское время, пошел в техникум учиться, на первом собрании куратор его группы, мужчина, призвал родителей быть постоянно начеку. Говорит, проверяйте их карманы, нюхайте, не курил ли до прихода в дом (дыхни), читайте их записки, проверяйте рюкзаки.
Я тогда была ребенком, запомнила, что мама пришла с того собрания под впечатлением. У меня не такие отношения с детьми, но я не отвергала бы эти советы, есть случаи, в которых они могут просто спасти жизнь. Но, в частности, заводя детям страницы ВК, я сразу предупреждала, что до 18 лет я могу проверить любую их переписку, любой чат в любой момент. Потому что в сети кого только нет, и можно пострадать. Что это не недоверие, а забота. Но в итоге я не трогала личную переписку детей с их друзьями (у них всегда были очень хорошие друзья), а вот в чаты заглядывала. После изучения чата дочери в Некрасовском (она-то старалась туда особо не заглядывать), мы с ней решили перевести ее на ИУП, а потом и вовсе уйти. Это было нечто. При том, что группа была отборная, учились все прекрасно, учителя хвалили. Но чат... Я не сильна в порнографии, я ее никогда не смотрела вообще, поэтому едва не ослепла, открыв там некоторые картинки. Девочкам было 15 лет! Думаю, из родителей я одна была в курсе, что там творится. А сейчас те девочки дипломированные педагоги уже.
Да, СО не панацея. Но у нас дома удалось построить близкие доверительные отношения. Окружить детей чудесными друзьями, обеспечив их оффлайн общением. Растить до 16 лет без смартфонов. И пережить дома в безопасной обстановке различные стадии развития мозга, выпуская детей в жизнь уже более зрелыми личностями со сформировавшимися жизненными ценностями. Я бы старалась все это сделать и если бы дети ходили в школу. Но мне бы было гораздо сложнее, я знаю. Началось бы перетягивание каната. И не факт, что кто-то из детей не ускользнул бы от меня, оставив мне только оболочку "хорошего ребенка".
Еще раз: одной из проблем школьных детей может стать наличие тайной жизни. В которую нет доступа желающим им добра родителям и учителям. И это тот вопрос, которым надо заниматься.